Глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев предупредил о негативных последствиях возможного введения Евросоюзом ограничений на ввоз российских удобрений. По его словам, такой шаг серьезно ударит по европейскому сельскому хозяйству и потребителям.
Россия – ключевой поставщик удобрений в Европу
Россия занимает значительную долю на европейском рынке удобрений – порядка 30%, подчеркнул Гурьев. Он отметил высокое качество российской продукции, отличающейся отсутствием вредных примесей, таких как кадмий. Замена такого объёма поставок практически невозможна. “Безусловно, наши удобрения отличаются особой чистотой и качеством. В них не содержится тяжелых химических веществ, таких как кадмий, допустим. И, в принципе, Россия является при этом большим игроком и поставщиком именно на европейский рынок. Мы занимаем долю порядка 30%, поэтому такое глобальное изменение поставщика практически невозможно. Можно вводить какие-то пошлины, можно пытаться ограничивать ввоз удобрений, но тем не менее любое ограничение в данном случае, любая пошлина – это прямой удар по европейскому сельскому хозяйству, по европейским потребителям и фермерам”, – сказал Гурьев.
Европа ищет альтернативу, но фермеры платят больше
Евросоюз, как сообщает Financial Times со ссылкой на еврокомиссара Кристофа Хансена, стремится частично заменить российские удобрения местными аналогами – Renure, производимыми на основе навоза и мочи животных. Однако, как отмечается в публикации, некоторые страны-члены ЕС неохотно поддерживают введение пошлин на российские удобрения, так как это приведёт к росту цен для фермеров, вынужденных искать более дорогие альтернативные поставки.
Масштабы импорта российских удобрений
Согласно данным Eurostat, в 2024 году европейские фермеры закупили в России 5,7 млн тонн удобрений на сумму €1,9 млрд. Хотя Марокко и Египет также являются крупными поставщиками, Россия остаётся ключевым игроком на рынке. Ограничение доступа к российским удобрениям может создать серьёзные проблемы для европейского агросектора и привести к росту цен на продукты питания для конечных потребителей.